Как определить место столкновения транспортных средств при ДТП

Как определить место столкновения транспортных средств при ДТП

Опытные автоюристы знают - от правильного установления места столкновения транспортных средств, зачастую, зависит исход всего дела о дорожно-транспортном происшествии. Ошибка в определении этого злополучного места может стоит весьма и весьма дорого. И хорошо, если речь идет о мелком ДТП с механическими повреждениями, где на кону стоит пару десятков тысяч рублей. А если это уголовное дело по ст. 264 УК РФ, где от квалификации юристов и экспертов зависит судьба человека или определение подлинного виновника трагедии? В этой ситуации цена ошибки в определении места ДТП возрастает многократно. 

Например, в нашей практике был случай, когда во встречном ДТП на узкой загородной дороге на большой скорости по касательной столкнулись фургон и легковой седан. Авария закончилась трагедией – водитель и пассажир легковушки, которая, потеряв управление, вылетела с трассы, погибли на месте. Единственным очевидцем происшествия оставался водитель грузовой машины – заинтересованное лицо. Оценив ситуацию, он сразу же выдвинул версию о том, что ехал ровно по своей полосе и в момент встречного разъезда с легковушкой, та неожиданно заехала левыми колесами на его полосу и по касательной задела грузовик. 

 

Ситуация осложнялась тем, что столкновение действительно произошло в районе осевой сплошной линии и контакт между ТС был именно по касательной. Казалось бы, оснований не верить показаниям водителя фургона нет. Однако, результаты тщательного и грамотного осмотра места происшествия, а также квалифицированное проведение последующих автотехнических экспертиз, дали серьезные основания сомневаться в правдивости слов водителя грузовика. В итоге, по результатам расследования было доказано, что местом столкновения была все-таки полоса, по которой ехал легковой автомобиль, а правила нарушил водитель фургона, который в самом конце этой юридической эпопеи признался в том, что на секунду отвлекся от дороги и заехал на встречную полосу. 

Вот так, благодаря качественно проведенной работе по установлению всех деталей происшествия, был установлен настоящий виновник гибели двух человек. 

Именно поэтому в расследовании ДТП установление места столкновения транспортных средств считается едва ли не самым ключевым моментом, от которого зависит весь дальнейший ход разбирательства. 

С юридическо-технической точки зрения, установление места столкновения транспортных средств при ДТП – это сложное комплексное мероприятие, требующее совместных усилий юристов и экпертов-автотехников. От первых требуется тщательно и грамотно зафиксировать все следы аварии и собрать все установочные данные, без которых невозможно провести экспертизу, а от вторых – качественно и глубоко проанализировать представленные данные, произвести сложные расчеты и сделать точный экспертный вывод о месте столкновения. 

Какие же обстоятельства позволяют следователям и экспертам наиболее достоверно установить место столкновения? На самом деле их очень много, поэтому мы назовем лишь те, которые чаще всего учитываются на практике: 

- Показания участников ДТП и очевидцев. По правде говоря, это далеко не самый надежный способ установления места аварии, поскольку, показания очевидцев могут быть весьма далеки от истины, т.к., участники ДТП, либо пассажиры из числа друзей и родственников водителей, зачастую, намеренно искажают истинную картину аварии в более выгодную для себя сторону.

- Осыпь стекла, грязи, обломки мелких деталей, пятна от разлива технических жидкостей и других Чем больше следов осталось на месте ДТП, тем более точно можно установить место столкновения, выбрав из всех объектов самые информативные. Вообще, в экспертном сообществе считается, что наиболее объективным материальным критерием определения места столкновения ТС является осыпь земли с элементов машины (с арок, днища, брызговиков и т.п.). Все дело в том, что при ударе в момент ДТП, земля осыпается с деталей машины мгновенно и остается практически в том же месте, где произошла авария. Прочие детали, такие, как стекло, мелкие детали автомобиля и т.п. позволяют установить место столкновения со значительной степенью погрешности, поскольку, разлет обломков в разные стороны может быть обусловлен многочисленными факторами, учесть которые невозможно.

- Следы торможения, юза, волочения и т.п. характерные отметки, оставляемые автомобилем на асфальте или на земле в момент до и после столкновения. Следы данного типа также считаются весьма объективными информативными признаками.

- Следы деформации на кузове и деталях автомобилей. Этот способ весьма сложный в применении и заключается  в «состыковке» участков ТС, которые контактировали друг с другом при ударе. Однако, такой метод работает, как правило, при одиночных механических повреждениях. В случае, если в серьезном ДТП автомобили получают обширные множественные повреждения, рассредоточенные в разных частях кузова, такой способ оказывается бесполезным.

- Расположение прочих объектов, имеющих отношение к аварии, например, выпавший груз.

- Взаимное расположение транспортных средств после того, как они остановились. 

 

Как мы уже сказали, это далеко не полный перечень факторов, которые помогают следователям и экспертам устанавливать место столкновения ТС. 

Впрочем, мы не назвали еще один, самый достоверный способ установить место столкновения транспортных средств. Это видеозапись. 

При наличии хорошей видеозаписи с регистратора или камеры уличного наблюдения, все остальные мероприятия, описанные нами выше, превращаются в пустые формальности. Именно поэтому автоюристы советуют не экономить на покупке видеорегистратора и выделить из семейного бюджета необходимую сумму на приобретение этого полезного устройства. 

  • Полезный совет. Если вы стали участником ДТП, не рассчитывайте на то, что прибывшие на место аварии сотрудники ГИБДД  или следователи детально и качественно зафиксируют всю обстановку. Как показывает практика, большинство проблем на дальнейших стадиях разбирательства ДТП происходит по причине того, что осмотр места происшествия был проведен из рук вон плохо. Поэтому, во избежание дальнейших трудностей с доказыванием своей правоты, по возможности фотографируйте, а еще лучше, снимайте на видео всю обстановку после столкновения, включая самые мельчайшие детали. Если не можете сделать этого сами – попросите знакомых, родственников и т.д. Не поленитесь несколько раз обойти место аварии и зафиксировать все с разных ракурсов. Поверьте нашему опыту - в таком деле мелочей не бывает.

Как мы уже упомянули, в правоприменительной практике достаточно часто определение места столкновения транспортных средств устанавливается в ходе проведения специальной автотехнической экспертизы. Современные экспертные методики позволяют, при наличии достаточных исходных данных, весьма точно установить расположение транспортных средств на дороге в момент их столкновения. 

Что это за исходные данные, мы уже говорили выше – следы торможения, осыпь, повреждения на кузове и т.д. 

Что касается, непосредственно, сути экспертных исследований, то это довольно сложная «кухня», вникнуть в которую дано не каждому. 

Не вдаваясь в детали, скажем, что, к сожалению, существующие методики установления места столкновения транспортных средств в некоторых особо сложных и запутанных ситуациях, зачастую, порождают больше вопросов, нежели ответов. К тому же, специалисты государственных экспертных учреждений (ЭКЦ системы МВД, ЛСЭ Минюста и др.) при проведении экспертиз руководствуются только официально утвержденными методиками их проведения экспертиз, несмотря на то, что многие из них откровенно устарели. 

В целом, процедура установления места столкновения ТС экспертным путем – весьма непрозрачная и очень субъективная процедура, результаты которой зависят от точки зрения конкретного эксперта. 

Например, нередко, эксперты-автотехники делают вывод о том, что местом столкновения ТС является участок наибольшей концентрации осколков стекла и пластика при отсутствии других следов, хотя, по факту эти осколки разлетаются на большую площадь. При этом, по другим аналогичным делам многие эксперты-автотехники, ничуть не смущаясь, пишут в заключениях, что определить место столкновения «по расположению oтдельных частей ТС не представляется возможным, т.к. их перемещение от места удара зависит от многих неподдающихся учету факторов». 

Впрочем, суды, при оценке экспертных заключений не слишком вдаются в «детали производства» и как правило, принимают выводы экспертов о месте столкновения в качестве «истины последней инстанции». 

В завершение, хотелось бы еще раз посоветовать вам максимально подробно фиксировать всю обстановку после ДТП, не игнорируя даже незначительные мелочи. В этом случае шансы на точное установление места столкновения транспортных средств, а следовательно, и истины по делу, будут близки к 100%. 

На этом все, удачи на дорогах!




0
21:23
2475
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Защита от спама
Загрузка...
НАШ ОПРОС
На какой срок нужно лишать прав за повторное управление в состоянии опьянения?