Бесплатная консультация автоюриста
Москва и МО: +7 499 938-93-12
СПб и область:
+7 812 467-39-73
Фед. номер: 8 800 350-73-54
ПРОВЕДЕНО КОНСУЛЬТАЦИЙ: сегодня - 21, за месяц - 687, за год - 11 345
Часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ - лишение или штраф?Добрый день, уважаемые посетители сайта «Автоправовед»! В нашей сегодняшней статье мы поговорим об ответственности, которая установлена за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, а также расскажем, какой вид наказания чаще всего назначают суды по этой статье.
Для начала, давайте посмотрим, как звучит текст части 4 статьи 12.15 КоАП РФ:
«Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев».
Почему законодатель установил такую строгую ответственность за нарушение правил выезда на встречную полосу, предусмотрев даже лишение права управления? Определенная логика в этом есть. Дело в том, что по статистике ГИБДД, самые страшные в плане последствий аварии случаются во время лобовых столкновений автомобилей на загородных автотрассах. При этом, в большинстве случаев, причиной таких аварий является выезд одного из участников на встречную. Наверняка, вам доводилось испытывать на крепость собственные нервы, когда по встречке прямо вам в лоб несся автомобиль, едва-едва успевающий завершить маневр обгона. Что и говорить, ощущения не из приятных...
До конца 2012 года водителям, которых привлекали по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, приходилось несладко. В те времена за выезд на встречку закон предусматривал безальтернативное лишение права управления транспортным средством. Количество лишенных прав водителей, пойманных на пересечении сплошной, по России исчислялось многими тысячами.
Однако, в декабре 2012 года ситуация поменялась. Законодатель решил, что существующая степень ответственности за «сплошную» слишком сурова и немного смягчил санкцию ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, разрешив судам применять к нарушителям один из двух видов наказаний – штраф или лишение права управления.
Какое наказание сегодня назначают суды по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ – лишение или штраф? Об этом мы и поговорим в нашей сегодняшней статье, а также расскажем вам, каким образом складывается правоприменительная практика.
Прежде всего, следует сказать, что дела по указанной статье могут рассматривать, как сотрудники ГИБДД, так и мировые судьи. От имени органов ГИБДД дела по данной статье могут рассматривать только сотрудники из числа руководящего состава ГИБДД, а именно - начальник территориального органа ГИБДД, командир полка (батальона, роты) ДПС ГИБДД, а также их заместители. Это правило прямо закреплено в п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ. Соответственно, обычный инспектор ГИБДД выписать вам штраф по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ не вправе, в его полномочия входит только составление протокола.
Если составленный в отношении вас протокол будут рассматривать сотрудники ГИБДД, то это с вероятностью в 100% означает, что вам будет назначен штраф, поскольку лишение права управления в соответствии с российским законодательством может назначить только суд. Размер штрафа по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ строго фиксирован – 5 000 рублей и ни копейкой меньше или больше.
Другой вариант рассмотрения дела предполагает его передачу в мировой суд. Это уже серьезней, поскольку, при неблагоприятном исходе может закончиться лишением права управления транспортным средством.
Впрочем, если сотрудники ГИБДД передадут ваше дело в суд, это совсем не означает, что вас ждет лишение прав. Суды, точно так же, как и начальник ГИБДД имеют полное право назначить по данной статье штраф. Более того, в большинстве случаев суды по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ назначают именно штраф.
Как показывает судебная практика, лицам, которые впервые привлекаются по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, суды назначают лишение права управления в очень редких случаях. Как правило, это происходит, когда привлекаемый водитель при очевидных доказательствах упрямо отрицает грубое нарушение, либо своим нарушением спровоцировал аварию, а также, если у него имеется чересчур «богатый» послужной список нарушений ПДД. Особенно пристально смотрят на наличие в прошлом «пьяных» статей, а также неоплаченных штрафов. Их наличие значительно увеличивает шансы лишиться прав, поэтому, перед визитом в суд настоятельно рекомендуем «закрыть» все имеющиеся у вас неоплаченные административные штрафы и не только по линии ГИБДД.
Полезная информация: по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ ни при каких обстоятельствах не могут быть лишены права управления водители-инвалиды
Если ваше дело по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ рассматривается в суде, рекомендуем, помимо всего прочего, представить суду все возможные сведения, которые могут смягчить наказание. Речь идет о наличии детей, положительных характеристиках, государственных наградах и т.д. Если вы работаете водителем и потеря прав лишит вас средств к существованию – обязательно сообщите об этом суду и представьте соответствующий документ.
И в очередной раз напоминаем вам, что в делах, по которым, не стоит пренебрегать помощью профессиональных юристов. Квалифицированная юридическая помощь еще никому никогда не помешала.
Если же вам не повезло и суд все-таки лишил вас прав по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, отчаиваться не стоит. Во-первых, у вас еще есть шансы «сломать» это решение в апелляционном суде, а во-вторых, срок лишения права управления за выезд на встречку не так уж велик и и составляет от 4 до 6 месяцев.
Это важно: ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ предусматривает ответственность только за «первый» выезд на встречку. Если вы уже имеете в своем багаже наказание по данной статье и в течение года повторно попадаетесь на аналогичном нарушении, оно будет квалифицировано не по ч. 4, а по ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ, которая предусматривает безальтернативное лишение прав на 1 год. Исключение из этого правила составляют только случаи фиксации повторного выезда на встречку камерами, работающими в автоматическом режиме. Если вы повторно попались по этой статье только на камеру, считайте вам «повезло» и вы снова отделаетесь штрафом. Если же ваш повторный выезд через сплошную зафиксировали гаишники, можете на ближайший год смело переквалифицироваться в пешеходы.
Если в двух словах, то суды считают, что, совершая обгон, водитель обязан на 100% убедиться в возможности окончить маневр до начала сплошной, а нахождение на встречке в запрещенном месте, даже, если водитель и начал обгон в разрешенном, толкуется, как выезд на встречную.
В качестве примера реального судебного решения на уровне суда субъекта. 2018 год:
sudact.ru/regular/doc/ex3u9xR5b7rl
Мне кажется некоторые Законы депутатами принимается на основе эмоции.К примеру запрет обгона на пешеходных переходах при отсутствии пешеходов. А как быть на дорогах с двумя и более полос движения в каждом направлении?.. Там возможны опережения, которые не безопаснее обгона.
При определенных условиях есть хорошие шансы переквалифицировать Ваше нарушение на 12.16 КоАП РФ. Или вообще избежать ответственности, но все зависит от нюансов. Есть обширнейшая практика. Какой у Вас регион?
Знаки, предупреждающие о приближении зебры и разметка 1.1 (сплошная перед зеброй и после нее) имелись?
И ещё вопрос: вы хотите сказать, что непосредственно перед зеброй не была нарисована сплошная?
В общем, опишите более подробно ситуацию
Посмотрим, оценим. Сам по себе, обгон на нерегулируемом примыкающем перекрестке по главной дороге, при отсутствии запрещающих знаков и разметки, нарушением не является. Требуется выяснить, почему вам вменяют ч. 4 ст. 12.15. Вероятнее всего, разметка была. В этом случае, нужно пробовать доказывать, что она была полностью занесена снегом, но это уже вопрос доказывания и субъективного отношения суда.
Если да, то это ст. 12.16.
ч. 4 ст. 12.15 здесь не применима, т.к. нет выезда на полосу, предназначенную для встречного движения.
Или мы друг друга не понимаем?
PRAVOVEDAUTO@GMAIL.COM
Если первый вариант, то не стоит бежать впереди паровоза. Сначала будет рассмотрение по существу, возможно, с учетом Ваших доводов, все решится в Вашу пользу.
Если второй, то нужно читать постановление, оценивать, анализировать… Если все было так, как Вы указываете, то, безусловно, стоит побороться
Срок обжалования только не пропустите (10 суток со дня вручения или получения копии постановления)
1. Переквалификация на ст. 12.15 ч. 3 КоАП РФ (Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия); По этой статье нет лишения права управления и штраф значительно меньше — от 1 000 до 1500 рублей.
2. Прекращение дела в связи с отсутствие состава АП (возможно в том случае, если единственным вариантом проехать указанный участок был выезд на встречку, при этом, движение через яму было невозможным, либо создавало угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия). Если предоставите больше информации, желательно с фотографиями, то сможет дать более развернутую консультацию относительно линии поведения в суде
Лучше писать на PRAVOVEDAUTO@GMAIL.COM
О каких комиссиях (???) и 30 тысячах рублей идет речь, из вашего рассказа совершенно непонятно.
PRAVOVEDAUTO@GMAIL.COM пришлите протоколы на этот адрес, посмотрим
Возможно, есть смысл заявить в суде ходатайство о проведении экспертизы относительно соответствия данной разметки ГОСТу. Ходатайство необходимо мотивировать, приложить фотографии. Не факт, что это ходатайство удовлетворят, но попробовать стоит.
Впрочем, это уже детали, которые лучше обсудить с вашим юристом, если он будет участвовать в деле.
В любом случае, сбросьте видео на почту PRAVOVEDAUTO@GMAIL.COM, посмотрим. И сразу напишите в письме, исходя из каких соображений вы решили, что в этом месте разрешен обгон