Как определить скорость автомобиля по тормозному пути: расчеты при ДТП, формула, калькулятор

Бесплатная консультация автоюриста по телефону:

Москва и МО: +7 499 577-00-25 (добавочный номер 635)

Петербург и ЛО: +7 812 425-66-30 (добавочный номер 635)

Фед. номер: 8 800 350-84-13 (добавочный номер 635)


ПРОВЕДЕНО КОНСУЛЬТАЦИЙ: сегодня - 21, за месяц - 687, за год - 11 345



Как определить скорость автомобиля по тормозному пути

Как определить скорость автомобиля по тормозному пути

Одним из главных факторов, оказывающих влияние на ход расследования обстоятельств ДТП, является определение расстояния, которое проехала машина сначала торможения. Зная тормозной путь, можно произвести вычисление путевой скорости движения за мгновение до столкновения. 

Формулы расчёта скорости по тормозному пути   

После дорожно-транспортного происшествия фактический тормозной путь автомобиля измеряется сотрудниками ГИБДД или следователем путём фиксации следа шин на асфальте, и занесения данных в специальную расчётную таблицу. Учитываются несколько факторов: 

  • вид т/с;
  • масса машины в момент, когда произошло ДТП;
  • характер покрытия дороги и его состояние. 

Прежде всего, нужно быстро установить скорость, с которой двигался автомобиль до торможения. Она рассчитывается следующим образом 

V = √(2*9,81*0,64*S) 

Ускорение свободного падения является физической константой, и не изменяется, в какой бы формуле его величина не использовалась. Скорость из км/ч необходимо перевести в м/с, в соотношении 36 к 10: 36 км/ч = 10 м/с. По ГОСТ 25478-91 допустимый минимум эффективности тормозной системы автомобиля составляет 0,64. Это означает, что на тонну веса автотранспортного средства должно приходиться тормозное усилие не менее 640 кг. 



Главный фактор, влияющий на точность расчёта 

Единственной изменяемой величиной в формуле определения скорости является длина тормозного пути. Ручной расчёт данной величины в идеальных условиях (движение со скоростью 60 км/ч по сухой дороге асфальтовым покрытием, торможение без заносов) можно произвести по формуле 

     v²

S = ——— ,

   2 μ g

где

v – скорость движения автомобиля вначале торможения, м/с;

μ – коэффициент трения;

g – ускорение свободного падения, м/с2. 

Другая формула для проверки правильности первоначального расчёта 

    Кэ V2

S = ——— ,

    254 Фс 

где

Кэ – величина тормозного коэффициента;

V – скорость в момент начала торможения;

Фс – величина коэффициента сцепления шин с дорожным покрытием (при сухой погоде – 0,7, в дождливую погоду – 0,4; в снег – 0,2; в гололёд – 0,1). 

Так, при движении по сухой асфальтовой трассе со скоростью 60 км/ч длина тормозного пути составит S = 1*60*60/(254*0,7) = 20,25 м. При движении по льдистой трассе, на которой Фс падает с 0,7 до 0,1, величина S увеличится в 7 раз (141,7 м). Расчет скорости автомобиля по тормозному пути

Таким образом, главной задачей для правильного вычисления скорости является определение величины остановочного пути. В его состав, кроме, собственно, тормозного пути, входит метраж, приходящийся на:

  • время реакции водителя (0,2 с);
  • время срабатывания системы торможения (0,5 с).

Автомобиль при этом движется с начальной (фактической) скоростью, а следа от шин на дороге не остаётся. 

Расчёт скорости при экспертизе 

Для экспертного определения начальной скорости движения машины специалистами используется формула: 

Va = 0,5*tз*j + √2Sю*j, 

где

tз – время, в течение которого скорость движения автомобиля замедляется, с;

j – константа замедления в момент торможения, м/с2 (определяется справочным путём, на основании ГОСТ 25478-91);

Sю – протяжённость следа при торможении, м. 

На сухой дороге j равен 6,8 м/с2, поэтому скорость заноса тормозящего на расстоянии в 21 метр автомобиля равна 64,5 км/ч. 

После начала реагирования водителя на окружающую обстановку машина до полного обнуления скорости проходит так называемый остановочный путь 

Sо = (S1 + S2 + S3 + S4) = (t1 + t2 + 0,5*t3)*Va + Va/2j, 

где

t1 – реакция водителя;

t2 – запаздывание гидропривода тормозной системы;

tз – нарастание замедления. 

Временной промежуток t4 (время полной остановки) рассчитывается как отношение скорости заноса Vю к замедлению j. Время, пока увеличивается скорость замедления, зависит от трёх показателей: 

  • тип привода;
  • состояние покрытия дороги;
  • масса транспортного средства. 

Для его определения из начальной скорости Vа следует вычесть половину до установления минимальной скорости tз*j. Таким образом, суммарное время динамической части ДТП для автомобиля составляет t0 = t1 + t2 + t3 + t4 = Т + Va/j, с. 

Внимание! Время увеличения замедления для пневмопривода больше, нежели для гидравлического. Оно возрастает с увеличением снаряжённой массы машины и коэффициента сцепления



Без этого не обойтись при проведении расчётов 

Ещё один важный показатель – протяжённость заноса (юза) при торможении Sю. Это отношение квадрата скорости юза к удвоенной константе замедления j. Такой след заблокированные колодками колёса машины начинают оставлять на дорожном покрытии при положении «педаль в пол». Начало следа – это точка установившегося замедления, то есть константы. Как уже было сказано выше, это экспериментальная величина. Она рассчитывается для каждого вида транспорта отдельно. При этом используется физическая формула 

j = f*g, 

Продольное сцепление резины с дорожным покрытием f замеряется эмпирически, с помощью «пятого колеса» или специальных приборов. 

На основании специальной таблицы время реакции водителя на ситуацию на дороге составляет 0,6-1,4 секунд (шаг 0,2). Усреднённая экспертная величина, которая применяется в официальных экспертизах, составляет 0,8 с (в связи с тем, что быстрее этого времени человеческий мозг среагировать на происходящее не в состоянии). 

Чтобы упростить восприятие производимых математических расчётов, сделаем привязку величины остановочного пути к скорости автомобиля длиной 4 м. Привязка делается к скорости 64 км/ч, с шагом ½ в сторону её замедления и увеличения: 

Скорость

автомобиля,

км/ч

Путь до реакции водителя,

м

Путь от момента начала торможения до остановки,

м

Общий

остановочный

 путь,

 м/длин т/с

32

6

6

12/3

48

9

14

23/6

64

12

24

36/9

80

15

38

53/13

96

18

55

73/18

112

21

75

96/24

Принятие решения о начале торможения в критической ситуации – необходимый, и крайне ответственный шаг. Чем больше скорость автомобиля, тем быстрее необходимо нажимать на педаль. Чем раньше это решение будет принято, тем быстрее произойдёт полная остановка.



0
938
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Защита от спама
Загрузка...
НАШ ОПРОС:
Пристегиваетесь ли вы ремнем?
Новые комментарии
Спасибо за информацию
Автоправовед
Гадать, каким будет решение суда — дело неблагодарное. И бессмысленное. Практический совет: узнайте фамилию судьи, который будет рассматривать в...
Здраствуйте.Еду по дороге, регулируемый перекресток, передо мной машина Дпс, перед перекрестком я или переволновался или не знаю что со мной произошло...
Автоправовед
Добрый день. если вы несогласны с постановкой на наркоучет, можете обжаловать ее в суде. Хотя, как показывает практика, если постановке на учет предше...
Здравствуйте, подскажите пожалуйста как мне быть? В 2017 забрали меня в алкогольном опьянении на МО, в анализе выявили еще и наркотики, хотя я их в пр...