Российское законодательство, связанное с ОСАГО, достаточно сложное для понимания рядовыми автолюбителями и поэтому мы стараемся в каждом материале объяснять своим читателям все юридические премудрости максимально простым и доступным языком.

Сегодня мы расскажем о том, что означает ремонт автомобиля или выплата компенсации по ОСАГО с износом и без износа.

Что означает «с учетом износа»?

В различных энциклопедиях под термином износ понимается некое изменение состояния изделия или детали вследствие изнашивания материалов.





Соответственно, как вы уже догадались, стоимость запчастей «с учетом износа» – это их цена, как бывших в употреблении, которая заметно ниже новых

Что означает «без учета износа?

Как вы уже, вероятно, догадались, «без учета износа» – это когда расчет стоимости ремонта (компенсации) производится, исходя из цены новых деталей и комплектующих, которые требуется приобрести на замену.

Для лучшего понимания, приведем пример:

В результате аварии у автомобиля был сломан бампер. В данной ситуации возможен ремонт или денежная выплата компенсации по двум вариантам: 1) Исходя из стоимости б/у бампера. 2) Исходя из цены нового бампера. В первом случае это будет «с учетом износа», во втором – «без учета износа»

Что происходит на практике?

Ни для кого не секрет, что страховые компании всеми правдами и неправдами стараются минимизировать свои расходы и зачастую выплачивают потерпевшим меньшую сумму, чем стоит восстановление автомобиля после ДТП на самом деле.



С одной стороны, выплата «с учетом износа» опирается на логику: почему потерпевшему нужно платить за новые детали, если его машина уже далеко не первой свежести?

С другой стороны, для того, чтобы отремонтировать автомобиль, в реальной жизни потерпевшему все равно придется покупать новые запчасти. И это не только логично, но и справедливо со всех точек зрения, включая вопрос безопасности дорожного движения.

Несколько лет назад судебная практика начала медленно, но верно смещаться в сторону именно такой логики, то есть расчета без учета износа. А вслед за практикой подтянулось и законодательство.

В соответствии c п. 15.1 ст. 12 закона «Об ОСАГО», страховое возмещение вреда автомобиля, принадлежащего гражданину, по общему правилу осуществляется путем организации и оплаты его ремонта без учета износа деталей. Впрочем, из этого правила есть отдельные исключения, которые касаются ситуаций, связанных с полной гибелью машины, при соглашении между страховщиком и потерпевшим и др. 

То есть, если раньше страховые компании рассчитывали суммы возмещения, исходя из анализа возраста автомобиля и степени изношенности деталей, то теперь расчет стоимости восстановительного ремонта должен производиться без учета износа, то есть, по цене новых запчастей